Единые рекомендации трехсторонней комиссии по оплате труда на 2022 год
Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021 года, протокол №11 утверждены «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год» (далее – Единые рекомендации). Скачать полный текст
Основной целью ежегодного утверждения Единых рекомендаций, предусмотренных статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, является формирование общих принципов и подходов в установлении заработной платы работникам бюджетной сферы на уровне субъектов РФ. Настоящие рекомендации учитываются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
Единые рекомендации были разработаны межведомственной рабочей группой, в состав которой входили представители общероссийских профсоюзов, включая Ассоциацию профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации (далее – Ассоциация). Ассоциация предложила внести ряд важных изменений в Единые рекомендации на 2022 год. К наиболее существенным из них, по которым в результате продолжительных переговоров в рамках межведомственной рабочей группы удалось найти взаимоприемлемые решения, следует отнести:
- установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в зависимости от сложности выполняемых работ с учетом их дифференциации по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, а также утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, в том числе применения коэффициентов дифференциации в рамках соответствующих пилотных проектов (подп. ж п.4 Единых рекомендаций);
- учет при установлении минимальных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (год) за ставку заработной платы за календарный месяц) установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, применяемого с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. № 38-П, от 28 июня 2018 г. № 26-П, от 11 апреля 2019 г. № 17-П и от 16 декабря 2019 г. № 40-П, а также утверждаемых Правительством Российской Федерации требований к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (подп. ж п.4 Единых рекомендаций);
- внесение в подп. е п.4 Единых рекомендаций дополнений следующего содержания:
-
не допускать снижения уровня заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, достигнутого в 2021 году;
-
при проведении индексации должностных окладов (тарифных ставок) выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ежемесячные надбавки), установленные работнику до индексации в процентном соотношении от должностного оклада (тарифных ставок), не могут быть уменьшены в абсолютном размере.
Следует отметить, что рекомендуемая доля оклада (должностного оклада), ставок заработной платы в структуре заработной платы работников учреждений культуры и педагогических работников образовательных организаций осталась на уровне 2021 году. У работников культуры – не менее 50%, у педагогических работников – не менее 70%.
Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы культуры предусмотрены в Разделе XI Единых рекомендаций. Указанный Раздел на 2022 год остался в предыдущей редакции по соглашению между Минкультуры России и Общероссийским профсоюзом работников культуры. Это связано с предстоящим реформированием системы оплаты труда в сфере культуры и сокращением доходов от основной деятельности организаций культуры в связи с пандемией COVID-19.