Наставничество - это инвестиции в развитие кадрового потенциала учреждений культуры.
Выступление С.Н. Горушкиной,
заместителя Председателя
Общероссийского профсоюза работников культуры,
на заседании комиссии Государственного Совета РФ
по направлению «Культура» по теме «Об основных аспектах
деятельности организаций отрасли культуры при проведении
Года педагога и наставника в Российской Федерации», 30 марта 2023г.
Общероссийский профсоюз работников культуры рассматривает наставничество, как базовый метод сохранения лучших профессиональных традиций. Важным условием для стимулирования эффективных практик по наставничеству является учреждённый в 2020 году ведомственный почётный знак Министерства культуры РФ «Почётный наставник».
Как мы знаем, кадровый персонал культуры – это творческие люди со сложным комплексом индивидуальных качеств, для которых мотивационная составляющая очень важна. И как раз работа по передаче своего творческого, организационного и социального опыта является важным условием для их профессиональной самореализации.
Поддерживая в целом План основных мероприятий по проведению Года педагога и наставника, наши коллеги из региональных отделений отмечают с одной стороны – большой интерес профессионального сообщества к данной работе, а с другой стороны – необходимость помощи в методическом обеспечении данной работы.
Отмечу здесь несколько важных аспектов:
– Первое. Профессиональное становление молодых специалистов является важнейшим компонентом кадровой работы. Получив в учебном заведении профессиональные компетенции, выпускник в начале творческого пути, должен усвоить не только организационные нормы взаимодействия внутри коллектива, но прежде всего социально-значимые ценности и традиции коллектива. Именно в этот период профессиональной адаптации молодому специалисту нужен наставник, который, поможет увидеть и осознать всю значимость и глубину ответственности деятелей культуры перед нашим народом. Сегодня общество ждет о наставника не только передачу инструментов мастерства, а прежде всего передачу нарративов, направленных на формирование гражданской позиции. И здесь уместно вспомнить Сократа, который главной задачей наставничества считал пробуждение мощных душевных сил подопечного и помощь в самозарождении истины в сознании обучающегося. Поэтому роль наставника в сфере культуры важна, прежде всего, для формирования мировоззренческой позиции молодых деятелей культуры, для понимания миссии по сохранению и развитию традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
– Второе. Как правило мы пониманием образ наставника как человека с большим профессиональным и жизненным опытом. Вместе с тем, сегодня в учреждениях культуры идет масштабное обновление форм работы с учетом использования новых информационно- коммуникационных технологий. И здесь в роли наставников для пожилого поколения сотрудников – как раз выступает молодежь. И это очень важная работа по наращиванию IT компетенций нашего основного состава работников культуры особенно в библиотеках и культурно-досуговых учреждениях, расположенных в малых городах и сельской местности. И это движение молодых наставников важно заметить и поддержать.
Анализ существующих кадровых задач, система отбора наставников, разработка мотивационной базы как для наставников, так и для наставляемых, выбор форм и направлений наставничества, выработка критериев результативности наставнической работы — вот лишь некоторые практические задачи, которые предстоит решать нам вместе. Но главная цель понятна: наставничество — это инвестиции в развитие кадрового потенциала учреждений культуры. Мы все надеемся, что этот год даст старт новым проектам и программам, различным кейсам по передаче профессионального мастерства. Общероссийский профсоюз работников культуры готов мобилизовать все свои ресурсы для продвижения и поддержки наставников.